Версия для печати.
Перейти к оригиналу страницы на сайте:
Родительская вкладка журнала «Ого Город»
От редакции | Рубрики | Родительская вкладка | Читать | Рецензии на книги по теме | Подписаться |
Евгения Стратийчук, арт-терапевт.
Что такое арт-терапия?
Специфика арт-терапии, ее отличие от других видов психологической помощи состоит в использовании художественных образов. Это могут быть рисунки, скульптуры, инсталляции, коллажи – все, что рождается в процессе свободного творчества. Сессия часто выглядит так: клиент – взрослый или ребенок – рисует, лепит, клеит, а потом исследует свою работу с помощью терапевта. Это исследование происходит через разговор о событиях и чувствах, которые вдохновили клиента на это произведение, через изменения картинки, создание новых образов. Бывает и наоборот: рассказ о важном событии или о настроении может превратиться в комикс или в живописное полотно.
На первый взгляд, психотерапевтическая сессия может показаться похожей на урок рисования или на занятие по развитию креативности. Однако наряду со сходством, есть и важное отличие: оно в том, как арт-терапевт видит произведение своего клиента. Для учителя рисования главное – научить ребенка видеть мир вокруг и переносить эти образы на бумагу, он формирует навыки, умения. Для преподавателя, развивающего творческие способности, принципиально, чтобы образы были яркими и необычными. А арт-терапевт в первую очередь обращает внимание на то, как рисунок выражает чувства и переживания, какую личную историю передает картина или скульптура. Он побуждает искать те эмоции, которые помогли создать произведение.
Именно эта способность художественного произведения выражать, показывать и открывать чувства стала основой для возникновения арт-терапии. Как будто рисунок может «проговориться» через цвет, через линии, через формы о чем-то, что для самого клиента может быть тайной. Это качество особенно ценно в работе с детьми. Ребенок способен очень тонко и одновременно сильно чувствовать, однако он обычно не может перевести свои чувства в слова, не знает, как назвать то, что с ним происходит.
Есть и еще одна причина того, что арт-терапия очень эффективна в работе с детьми. Пространство бумажного листа, пластилиновая глыба, ворох открыток, из которых можно сделать коллаж, создают новый, неизведанный мир. И кажется, что в нем может произойти все, что угодно, все, чего захочет творец. Это переживание роднит арт-терапию с игрой. А в игре ребенок объясняет себе действительность и преобразовывает ее, чтобы сделать понятной и приемлемой. Это дает ему ощущение собственной силы, уверенности, может даже всемогущества, и помогает справиться с тревогой в тех ситуациях, когда он бессилен что-то изменить.
Во время арт-терапевтической сессии ребенок может сколько угодно преобразовывать свою реальность, пробовать ее на прочность: он сминает бумагу, крушит и снова создает пластилиновые скульптуры, режет журналы и приклеивает ноги слона к картинке с головой страуса, смешивает краски – и может быть уверенным, что арт-материалы вынесут это.
Яркий пример такого смелого обращения с действительностью можно найти в книге «Лягушонок» Я.М. Стрида. В ней главный герой – лягушонок – активно использует карандаши и другие материалы, чтобы справиться с тревогой и неопределенностью. Когда он не знает, чем заняться, как в пещере со старцем, – он начинает рисовать. Когда ему непонятны назначения предметов – телефона, плиты, волос на голове, – он творчески преобразует их.
Однако при всем ощущении свободы и спонтанности, арт-терапия является одним из видов психотерапии, и у нее есть свои очень четкие границы. Они регламентируют многое: как проходят сессии, как обсуждается любое произведение, когда какой вид творчества предлагается, какую роль играет арт-терапевт. Эти границы помогают арт-терапии работать со многими серьезными и не очень проблемами, с которыми сталкиваются родители в воспитании детей. К арт-терапевту можно обратиться, если что-то беспокоит в поведении ребенка, если он внезапно изменился, если пережил какую-то травму или если ему сложно устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми.
Хотя заняться арт-терапией самостоятельно не удастся, можно придумать домашние занятия, которые помогут ребенку выразить свои чувства в творчестве.
В рамках традиционной системы дошкольного обучения основное внимание уделяется умениям и навыкам. Дети так много должны успеть выучить к школе, что зачастую подготовка к ней начинается уже в три года. Таким образом, воспитатели и педагоги обращаются в основном к рациональной, знающей части ребенка и игнорируют его чувствующую, эмоциональную часть. Поэтому дети вслед за взрослыми считают своими основными достоинствами умение складывать, писать буквы и знать правильные ответы на вопросы. Это желание быть правильным проникает и в детские рисунки. Сможете ли вы как-нибудь отличить домики, которые рисуют дети? Треугольная крыша, квадрат, окно с крестиком. Кто-то когда-то показал им, как правильно рисовать дома.
Вот именно здесь есть пространство для совместного творчества: вы можете пригласить своего ребенка туда, где «правила домиков» не действуют. Это поддержит ту эмоциональную и спонтанную часть ребенка, которую часто не замечают, а иногда и осуждают в детских садах, в кружках, на курсах подготовки к школе.
Для этого стоит выбрать место в вашем доме, которое вы готовы выделить для вашего совместного творчества. Если вы собираетесь рисовать красками, то проверьте - вдруг рядом находится белый диван, маркие обои или на полу лежит чистейший ковер. Может, стоит выбрать другое место или запастись полиэтиленом? Не обязательно выделять целую комнату, но и ограничивать себя детским столом тоже не стоит.
Все материалы, которые понадобятся, лучше подготовить заранее: краски, кисти, воду, бумагу или обои, пластилин, пенопласт и многое другое. Тогда не надо будет в спешке шарить по ящикам в поисках необходимой бумаги или отправлять перепачканного сына или дочь в ванную за водой. И все же надо быть готовым к тому, что придется полезть на антресоли за какой-то необходимой деталью в середине творческого процесса. Ведь никто не знает точно, что вы будете делать и чем это закончится!
Четко определите время, в течение которого вы будете творить. Вы должны быть уверены, что у вас не возникнет срочное дело, что за выделенные минуты или часы не устанете ни вы, ни ребенок, поэтому не обещайте рисовать «весь день» или «пока ты сам не остановишься», как бы привлекательно это ни звучало. Отдельно учтите время и на подготовку к творчеству, и на уборку после него. Эти дела вы тоже можете делать вместе. Расскажите ребенку, сколько вы будете рисовать или лепить, покажите на часах, сколько это. Минут за 10-15 до конца обозначенного вами времени начинайте говорить о том, сколько времени осталось, чтобы для ребенка не было неожиданностью окончание этого занятия. Если что-то не успеваете закончить, обговорите, когда вернетесь к работе.
Здорово, если такие занятия будут регулярными. Тогда вам будет легче договариваться о времени: ведь оно будет всегда одинаковым.
Постарайтесь не продумывать в деталях конечный результат творчества. Может быть, у вас с ребенком будет идея или образ того, что хотелось бы сделать (а может, и нет). Такая идея поможет подобрать материалы. Но больше внимания стоит обратить на сам процесс творчества: на те новые образы, которые появляются, на историю, которая возникает сама по себе, на удовольствие от взаимодействия с красками или мелками. Не переживайте, если вы получите совсем не то, что планировали, - лучше удивитесь тому, куда завела вас фантазия.
И самое главное: когда вы начинаете творить вместе с вашим ребенком, забудьте о том, как правильно или красиво что-то делать. Отдайте инициативу ребенку и следуйте за ним во всем. Предлагайте, но будьте готовы, что вашу идею не примут. Откажитесь от фраз «так не делают», «ой, не надо», «а было так красиво...» или «это какие-то мрачные цвета». Попробуйте говорить о том, что вы чувствуете: «мне стало грустно, когда я увидела это большое темное пятно», «мне бы хотелось, чтобы этот домик остался на картинке, он похож на нашу дачу». Используйте необычные материалы, те, которых никогда не найдешь в художественных магазинах. Обратитесь к своему внутреннему ребенку, у него наверняка много идей и энергии! И ему тоже может быть очень тесно в установленных не им рамках.
Желаю удовольствия и больших открытий в совместном творчестве!
Возможно, создав вместе несколько картин, вы вдруг почувствуете, что лучше понимаете своего ребенка, а он – вот это да! – понимает вас. Может быть, в повседневной жизни ваш ребенок станет спокойнее и взрослее, ведь у него будет теперь пространство, в котором он сможет быть непоседой, фантазером и даже разрушителем. А может случиться и так, что и вы сами получите от общего творчества не меньше удовольствия, чем ваш сын или дочь!
Опубликовано в родительской вкладке журнала «Ого Город» № 6 (апрель) http://ombooks.ru/kids/books/327