Психология не является материальной наукой, поэтому многие ее известные теории не подкреплены точными данными, позволяющими сделать окончательные заключения. Яркий пример — знаменитый «зефирный эксперимент», проведенный в 60-х годах Уолтером Мишелем. Если в свое время сделанные выводы считались абсолютно достоверными, то недавнее повторение опыта Тайлером Уоттсом привело к получению совершенно иных результатов. Кто же из ученых оказался прав?
Теория и ее подтверждение
Согласно первоначальной гипотезе, уровень самоконтроля малышей серьезно влияет на их последующую способность обучаться и достигать карьерных успехов во взрослой жизни. Во время тестов маленьких участников оставляли в комнате, посредине которой находился стол с угощением. Ребенку говорили, что если он не съест зефир до возвращения экспериментатора, то получит награду — еще один кусочек. Время, в течение которого дети успешно боролись с искушением, служило основным критерием.
Ученые отслеживали жизненный путь участников эксперимента. Они собирали статистику, которая могла подтвердить или же опровергнуть связь между достижениями и ранним показателем самоконтроля. Результаты полностью подтвердили гипотезу: все дети, успешно справившиеся с желанием отведать зефир, впоследствии добились успеха в обучении и выбранной профессии.
Критика и установление истины
Появление в научном журнале статьи, ставящей под сомнение достоверность «зефирного эксперимента», удивила многих ученых. При внимательном изучении анализа, проведенного ее авторами, удалось установить, что повторенные ими тесты существенно отличались от ранних опытов. Поэтому сравнение двух исследований можно считать некорректным.
Во-первых, при проведении второго опыта ученые в два раза сократили время (с 15 до 7 минут), в течение которого ребенок оставался наедине с зефиром. Для детей 4 или 5 лет это оказалось существенным отличием. Во-вторых, был изменен набор переменных, по которым пытались установить связь между самоконтролем ребенка и успехами во взрослой жизни. Психологи, изучившие результаты повторного эксперимента, заключили, что его авторов подвел переизбыток полученных данных. При попытке их интерпретации они запутались и не сумели сделать по ним осмысленные выводы.
Споры и обсуждения вокруг двух «зефирных экспериментов» не прекращаются. Ученые продолжают сверять итоги обоих исследований, но на этот раз придерживаясь одной и той же методологии. Они надеются, что в итоге получится установить связь между личностными характеристиками маленького человека и их влиянием на жизнь взрослеющего индивидуума, в том числе и достигаемые им образовательные и профессиональные успехи.